Стилизованное православие

Флоренского Предыдущая 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 Следующая П. Флоренский — писатель, богослов, философ. Его основная работа"Столп и утверждение истины" несомненно является памятником русской культуры. Сам он назвал ее"опытом православной теодицеи" оправдание бога. Хотя, по большому счету, вряд ли ее значение исчерпывается только этим, и вряд ли она была бы столь значима в философском и общекультурном плане. Оригинальна форма этого произведения. Внутренняя же форма произведения определена глубиной его философских размышлений. Эту форму Флоренский раскрывает в"Предисловии", которое фактически есть ключ к логике построения книги и в котором определяются основные проблемы и философские установки его мировоззрения. Флоренский исходит из наличия в жизненной практике человека двух миров. И если"тот", другой, дан нам лишь в откровении, он существует как бы в мечтах, через них в них он и открывается и предстает как Единство, Покой, Устойчивость, то"этот", наш повседневный, тварный мир есть его противоположность.

СТОЛП И УТВЕРЖДЕНИЕ ИСТИНЫ. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах

В основном было написано в годы его второго студенчества в Московской духовной академии — Последним прижизненным фототипическим изданием является берлинское издание Книгу следует считать юношеским произведением Флоренского. В таком понимании истины коренятся истоки русского онтологизма — характерной особенности русской философии.

U V W X Y Z Без автора. Автор:Флоренский Павел, священник XII. Письмо одиннадцатое: Дружба XIII. Письмо двенадцатое: ревность XIV.

Этот экскурс необходим для того, чтобы преодолеть кантовский агностицизм, к которому приводит несовершенная человеческая мудрость. Сам по себе и из себя разум неспособен постичь истину. На основании лингвистических данных Флоренский выводит русское слово истина из глагола есть: Далее он возводит глагол"есть" к глаголу"дышать" и приходит к выводу, что истина - это"живое существо". Это особенность именно русского языка, так как в греческом языке акцентирован момент памяти и вневременности, поскольку"время есть форма существования всего, что ни есть".

Разбирая переводы слова истина на разные языки Флоренский отмечает, что славяне воспринимают истину онтологически, эллины гносеологически, римляне юридически, а евреи исторически. Эти понимания отражают четыре аспекта истины. Однако истина нуждается в оправдании для обоснования своей актуальности познающему субъекту.

Вопрос"что есть истина? Флоренский подчеркивает что ни интуиция, ни её противоположность дискурсия, рассудок достоверности истины не дает. Отмечая неразумность истины"истина есть антиномия" , Флоренский утверждает, что она как абсолютная данность превыше всего, в т. Любовь близка по смыслу к вожделению, однако разница между ними в предмете: Кроме того, Флоренский настаивал на переводе любви из психологической плоскости в онтологическую.

Твоя любовь для ней была, И незаслуженным позором На жизнь ее она легла!.. И что ж от долгого мученья, Как пепл, сберечь ей удалось? Боль, злую боль ожесточенья, Боль без отрады и без слез!

(Нужно прибавить к этому дружбу, о которой у Флоренского ( включая и ревность, и невозможность этого чувства сразу к двум и более лицам).

Его основная работа"Столп и утверждение истины" несомненно является памятником русской культуры. Сам он назвал ее"опытом православной теодицеи" оправдание бога. Хотя, по большому счету, вряд ли ее значение исчерпывается только этим, и вряд ли она была бы столь значима в философском и общекультурном плане. Оригинальна форма этого произведения. Внутренняя же форма произведения определена глубиной его философских размышлений.

Эту форму Флоренский раскрывает в"Предисловии", которое фактически есть ключ к логике построения книги и в котором определяются основные проблемы и философские установки его мировоззрения. Флоренский исходит из наличия в жизненной практике человека двух миров. И если"тот", другой, дан нам лишь в откровении, он существует как бы в мечтах, через них в них он и открывается и предстает как Единство, Покой, Устойчивость, то"этот", наш повседневный, тварный мир есть его противоположность.

Он непостоянен, текуч, не един, а многообразен. Найти опору в этом потоке жизни можно лишь в вере, и об этом говорит тысячелетний опыт человечества. Так Флоренский ставит проблему соотношения чувства и разума, иррационального и рационального. Неодолимый инстинкт, заложенный в каждом человеке как разумном существе, рождает в нем все новые и новые попытки добиться оправдания чувства разумом.

Но это естественное стремление никогда не приводит к желаемому результату, а лишь рождает бесконечные противоречия, которые имеют как объективную основу то есть между"этим", конечным, миром и"тем", бесконечным , так и субъективную, исходящую от самой природы логического мышления, от разума. Это вечно-истинное противоречие, обнаруженное еще античными философами, затем доказанное как закон И.

Читать онлайн"Стилизованное православие" автора Бердяев Николай Александрович - - Страница 6

Воспроизводится по изданию г. Типы религиозной мысли в России. Павла Флоренского — книга единственная в своем роде, волнующая, прельщающая.

главы “София”, “Дружба”, “ревность” и все разъяснительные разделы. . Священник Павел Флоренский. Вступительное слово пред защитою на.

Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах - осн. Название книги - это слова ап. Как видно из ее подзаголовка, она посвящена теодицее, т. Теодицея в понимании Флоренского - это прежде всего"восхождение нас к Богу", духовное подвижничество, к-рое"совершается энергиею Божиею". О том, какое важное значение придавал Флоренский этому труду, свидетельствует то обстоятельство, что последний прошел через несколько редакций. Первая относится ко времени окончания Флоренским Московской духовной академии и написания им кандидатского соч.

Его антроподицея -"У водоразделов мысли" - писалась примерно с по г. Однако о человеке Флоренский говорит на протяжении всех писем книги, обращаясь к любимым людям - Другу С. Троицкому и старцу иеромонаху Гефсиманского скита авве Исидору. В письме к В.

Столп и утверждение истины это:

Детский зал Раздел 1. Книга написана в форме двенадцати писем-глав в первой части и различного рода приложений с огромным количеством ссылок, цитат и примечаний во второй части. Обеспечение критики начала анализом его собственной модели.

Флоренский писал по поводу «Столпа»: «Дорогой и . также впервые появился как приложение к главе «Дружба» «Экскурс о ревности».

Бердяев Стилизованное православие об о. Флоренском [1]"Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах" свящ. Павла Флоренского - книга единственная в своем роде, волнующая, прельщающая. Русская богословская литература не знала еще доныне книги столь утонченно-изысканной. Это первое явление эстетизма на почве православия, ставшее возможным лишь после утонченной эстетической культуры конца века и начала века.

На каждом слове свящ. Флоренского лежит печать пережитого эстетического упадочничества.

Роза Мира и новое религиозное сознание

Принципиальна, поэтому, форма, избранная Флоренским - письма Другу. Только в опыте, личном обращении, в ситуации встречи возможно говорить о Боге. Первая рисует ситуацию человека перед отсутствием истины, поиска ума опоры себе. Твердой истины не оказывается, все плывет. Флоренский рисует ад сомнения, мышеловку ума, вечное кружение в пустоте. Только скачком ум может прийти к Троице - скачком безумной веры.

ма, о котором в отношении А. С. Хомякова писал Флоренский в . Такому пониманию дружбы и ревности у Флоренского вторит и Булгаков в статье.

Последние главы"Столпа и утверждения истины" посвящены дружбе и ревности. В письмах о дружбе и ревности - весь пафос книги. В дружбе видит свящ. Флоренский чисто человеческую стихию церковности. О дружбе говорит он много хорошего и красивого, но безмерно далекого от православной действительности, в которой мудрено найти пафос дружбы. Флоренского совершенно индивидуально, лирично, он оправославливает античные чувства. Фактически в [православной] официально-церковной жизни пафос недоброжелательства и осуждения гораздо сильнее пафоса дружбы и любви.

И не потому это так, что грешна человеческая природа, но и потому, что вырождающиеся формы -православного сознания несут с собой истребляющее недоброжелательство к человеку и всему человеческому. Но от этого недоброжелательства нимало не торжествует и божественное в жизни, скорее наоборот. Лишь положительное доброжелательство к человеку и человеческому помогает раскрытию в человеке божественного.

О ревности и соперничестве в женской дружбе...